Установка и настройка парусов и рангоута на MICRO MAGIC.   /Часть 1/

 

    Содержание

    Вступительное замечание.
    Предварительный итог:
    Основные сведения о вооружении.
    Парусное вооружение.
    Мачта, стаксель-штаг, ахтерштаг.
    Топовое вооружение.
    Ванты.
    Грота-гик.
    Стаксель-гик и дирик-фал.

    Часть 1   Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5 


Вступительное замечание.

Данная информация является сокращенным вариантом статьи Томаса Дрейера (Thomas Dreyer), GER 15 в переводе Владимира Федосова. Все русскоязычные поклонники парусного радиомоделизма могут знакомиться с ней на безвозмездной основе. Полный вариант русскоязычной статьи находится здесь Формат PDF (1.07 Mb)   Формат WORD (архив 3,8 Mb)

Автор желает всем моделистам-яхтсменам приятного чтения и освоения полученных знаний, а также успешного плавания.

Автор не давал согласия на промышленное или коммерческое использование данной информации.

Хорошую яхту можно приобрести за деньги или, при известных обстоятельствах, за спасибо. А вот научиться с хорошей яхтой обращаться – это совершенно другое дело. С одной стороны, тут требуется умение ходить под парусом, и, с другой стороны, умение настраивать яхту. Ни то, ни другое не купишь. Здесь можно только учиться, подсматривать, пробовать и набираться опыта. Разумеется, есть книги по «большому» парусному спорту, посвященные этим вопросам. Но не все, описанное в них, переносимо на наши модели. Существенным различием, в числе прочего, является то, что вооружение «большой» яхты может подстраиваться непосредственно на месте под текущий курс и условия в реальном времени. Применительно к моделям, напротив, требуются «универсальные настройки», задаваемые на берегу, которые должны затем работать на всех курсах и, согласно правилам, не могут изменяться посредством системы радиоуправления. Такие настройки должны оказаться подходящими и для курса фордевинд, и для галфвинда, и для бейдевинда. При этом наибольшее внимание уделяется настройкам для курса бейдевинд.

В качестве примеров автор рассмотрит имеющиеся в его распоряжении модель MICRO MAGIC (далее - ММ), собираемая из набора, который может рассматриваться как типовой. Эта модель предоставляет множество возможностей для настройки (в том числе и неправильной).

Чтобы не создать ложного впечатления, следует заметить, что едва ли возможен случай, когда изначально плохо настроенная модель покажет существенно лучшие результаты после пары небольших изменений. Чаще всего, все тонкости настройки ужасающе и разочаровывающее малозаметны на воде.

Для маленькой, такой как ММ, яхты и без того небольшой эффект при определенных условиях может быть полностью скрыт за гораздо более заметными внешними возмущающими воздействиями. Кроме того, когда яхта просто ходит вперед-назад без возможности для сравнений, эффект от многих изменений в настройках на самом деле остается незаметным или кажется незначительным. Только при прямом сравнении с другими яхтами во время совместного движения постоянным курсом изменения в настройках более или менее проявляются в возможном различии скоростей или других характеристик хода.

Если некто находит удовольствие в том, чтобы добиться от яхты наилучших показателей для различных погодных условий, для него серьезное изучение вопросов настройки полностью окупится. Эта область знаний признана сложной и, зачастую, поражающей воображение, и советы автора, хотя и могут служить отправной точкой, не должны рассматриваться ни как мера вещей, ни как философский камень. К тому же, в рамках настоящей статьи автор не мог описать все возможные частности и нюансы.

Предварительный итог:

К сожалению, не весь процесс настройки поддается строгой формализации. Всегда присутствующая в большей или меньшей степени нежесткость материалов и вооружения в целом приводит к тому, что настройки, заданные на берегу, на воде, под действием ветра изменяются – иногда сильнее, иногда слабее. Иногда это даже к лучшему – никто ведь не гарантирует правильности исходной настройки…

Это делает вопрос весьма сложным. Недаром считается, что новая яхта начинает хорошо ходить только на второй год – в течение первого владелец с ней попросту незнаком и недостаточно хорошо знает, как ее настраивать.

Возможно, это делает понятным, почему целесообразно выполнять такелаж и рангоут обладающими максимально возможной (не зависящей от парусов) жесткостью. Только таким образом можно получить желаемые настройки парусов, сохраняющиеся неизменными в как можно более широком диапазоне скоростей ветра. Чем более гибким является рангоут, тем быстрее заданные настройки парусов начинают изменяться под действием ветра.

Искусство заключается в том, чтобы, контролируя и воздействуя на картину сил, приложенных к вооружению и собственно яхте, получить максимальные скорости в как можно более широком диапазоне условий. Автор надеется изложить здесь некоторые стороны этого искусства. Дальше можно продвинуться, только пробуя и обучаясь самостоятельно.

Статья построена следующим образом:

  1. Основы вооружения
  2. Основные настройки, тенденции к приведению или уваливанию
  3. Настройки парусов 1, метод проб и ошибок
  4. Настройки парусов 2, собственно паруса
  5. Установка зазора стакселя, расходы шкотов

Есть, вообще говоря, два вида настроек, являющиеся взаимосвязанными, которые следует проводить совместно:

  • основные настройки

    Установка взаимного расположения корпуса и парусов, при котором яхта идет более или менее по прямой. Не поворачивает постоянно носом к ветру (не стремится идти более острым курсом, не приводится), не стремится идти более полным курсом (не уваливается), не остается на остром курсе стоять на месте с креном (что тоже возможно!). Для этого центр парусности (ЦП) парусного вооружения (сильно упрощенно – общий центр тяжести поверхностей стакселя и грота) должен занять определенное положение относительно центра бокового сопротивления (ЦБС) (упрощено – центра тяжести проекции на диаметральную плоскость всей подводной части яхты – корпуса ниже ватерлинии, киля и руля)

  • настройки парусов

    То есть настройки «мотора» нашего судна для получения оптимальной силы тяги. Здесь речь идет о профиле паруса, изгибе мачты и натяжении такелажа.
    Настройка взаимного расположения парусов (зазор стакселя) относится к обоим пунктам и должна рассматриваться комплексно.

    Часть 1

    Основные сведения о вооружении

    В число элементов такелажа, рангоута и парусов, поддающихся настройке, входят:

  • стаксель-штаг;
  • ахтерштаг;
  • расположение мачты относительно корпуса*;
  • ванты*;
  • узлы натяжения передних шкаторин - галс-оттяжки;
  • крепление шкотовых углов;
  • гик;
  • оттяжка гика;
  • дирик-фал стаксель-гика (прим. переводчика: в оригинале Fockbaum-Dirk, точного перевода найти не удалось, поскольку на «полноразмерных» яхтах такая снасть отсутствует и в русскоязычной литературе по моделизму она не описана);
  • шкоты.

    Элементы, отмеченные *, могут оказаться ненастраиваемыми.

    К прочим факторам, оказывающим существенное влияние, но не поддающимся изменению в процессе настройки, относятся конструкция применяемой мачты, вооружения и, разумеется, собственно парусов.

    Важно: дирик-фал.

    Для большинства яхт, снабженных так называемым маятниковым стакселем, необходимо выполнение одной доработки, позволяющей применить отписанные далее методы настройки.

    Требуется провести дополнительную снасть, снабженную талрепом для натяжения, от заднего (ближнего к мачте) конца (нока) стаксель-гика к месту крепления фалового угла стакселя к мачте. Для нее подойдет, например, самый тонкий нейлоновый шнур. Эта снасть не должна соприкасаться ни с задней шкаториной стакселя, ни, тем более, с мачтой! Для этого, при необходимости, следует несколько удлинить нок стаксель-гика.

    Преимущество нейлоновой нити в том, что она нуждается в некотором предварительном натяжении, прежде чем сможет действительно приподнять нок стаксель-гика. Когда стаксель наполняется ветром и нок приподнимается, нейлоновая нить не провиснет сразу (и не зацепится за краспицы), а, благодаря предварительному натяжению, несколько укоротится, оставаясь натянутой.

    Эта снасть – дирик-фал – очень нужна для того, чтобы управлять натяжением задней шкаторины стакселя. Без нее стаксель окажется натянут как доска, что не позволит получить от него полной отдачи. Дирик-фал не копия, это специфически модельное приспособление, однако его можно сравнить с оттяжкой грота-гика, без которой также не обойтись.

    Парусное вооружение

    Существуют самые различные типы парусного вооружения, однако, наиболее употребительным для современных яхт является т.н. бермудское вооружение – шлюп с одним стакселем и одним гротом. Это вооружение подразделяется на топовое и «дробное» (известное также как вооружение 7/8 или 3/4).

    В случае топового вооружения фаловый угол стакселя крепится на топе мачты, в случае же дробного – несколько ниже на мачте. В качестве общего термина утвердилось название «вооружение 7/8» (прим. переводчика: в русскоязычной литературе чаще встречается термин «вооружение 3/4» или «шлюп 3/4»). В нем точка крепления фалового угла стакселя располагается на высоте 7/8 от общей длины мачты. Разумеется, на практике существуют и отличающиеся от 7/8 варианты, например 5/6 или 3/4, однако все они также именуются «7/8».

    ММ со своим дробным вооружением и мачтой, зафиксированной в корпусе, предоставляет все возможности настройки, необходимые для достижения подходящего профилирования паруса и сохранения его постоянным в известном диапазоне скоростей ветра.

    Для начала, необходимо составить представление о работе и взаимодействии элементов парусного вооружения, о силах, возникающих в нем и о том, как, где и на что эти силы воздействуют. Только после этого можно попробовать этими силами целенаправленно управлять.

    В настройках парусного вооружения очень важную роль играет способ крепления мачты.


    В корпусе.

    У ММ мачта устанавливается в корпусе, в колодце, имеющем наверху овальное, а внизу – круглое сечение, что исключает перемещение шпора мачты. Благодаря этому колодцу, доходящему до днища, мачта приобретает существенно большую устойчивость, а также хорошо противостоит силам, действующим на нее со стороны гика и стремящимся выгнуть ее вперед. Такое крепление делает возможным отсутствие вант, поскольку мачта сама по себе обладает достаточной жесткостью на изгиб. Относительно палубы мачта фиксируется перемещаемой пластиной, при помощи которой задается наклон мачты к носу или корме.

    Эта подвижная пластина – пяртнерс – играет важную роль в настройке вооружения в целом, поскольку ее положение оказывает влияние на изгиб мачты и, тем самым, на профиль грота, о чем будет подробно рассказано ниже.

    При этом настройка мачты на собранной яхте, разумеется, усложняется. Однако, нет необходимости изменять эту настройку постоянно – после нескольких проб должно быть найдено универсально пригодное положение.


    На палубе.

    У многих яхт шпор мачты, напротив, «свободно» располагается на палубе, например, у SAPHIR, LIBERA OCEAN (пр-ва Graupner), WINDSTAR, SAMRAGD (пр-ва Robbe). При этом мачта либо занимает фиксированное положение, либо может перемещаться вдоль направляющей, что позволяет перемещать ЦП на некоторое расстояние вперед или назад, не изменяя при этом ее (мачты) наклон. Такая направляющая очень полезна для яхт – прототипов (первых в серии), чтобы можно было быстро определить основные настройки (что относится, скорее, к вопросам конструирования).

    Хотя в конструктивном отношении это и наипростейший способ обеспечить возможности по настройке вооружения, с точки зрения собственно настроек он не лучший, поскольку силам, действующим со стороны грота-гика, противодействует исключительно собственная жесткость мачты. Это происходит следующим образом: давление ветра на грот стремится поднять нок грота-гика. Этому препятствует оттяжка гика, в результате чего возникает приложенный к мачте изгибающий момент. Сопротивление мачты оказывается недостаточным для противодействия ему, в результате чего мачта изгибается, нок грота-гика поднимается, грот приобретает большее «пузо» и тяга его снижается.

    Для получения стабильности установленной на палубе мачты, сравнимой со стабильностью мачты, устанавливаемой в колодец в корпусе, стабильности, соответствующей воздействию сил со стороны грота-гика, на чисто спортивных яхтах применяются довольно сложные конструкции с поддерживающими элементами или отдельными шарнирами для крепления грота-гика – в пределах, установленных правилами классов. Все это имеет целью удерживать настройки парусов постоянными в широкой области скоростей ветра/величин нагрузок и, тем самым, обеспечить прирост скорости.

    Напротив, модели из наборов, спроектированные по большей части как копийные, лишенные всех этих «бантиков», вынуждены обходиться в этом вопросе компромиссами, что, впрочем, приемлемо для «неспортсменов». Для больших яхт эта проблема также актуальна, однако там существуют другие способы ее решения.

    Мачта, стаксель-штаг, ахтерштаг.

    - дробное вооружение (см. рис. выше)

    В этом типе вооружения мачта под действием натяжения стаксель- и ахтерштага работает, как балка, нагруженная на изгиб: при натяжении ахтерштага (необходимом для того, чтобы растянуть стаксель), его сила передается на топ мачты. Поскольку стаксель-штаг и стаксель, противодействующие этой силе (без чего мачта попросту опрокинулась бы назад), крепятся не к топу мачты, а существенно ниже, возникает пара сил, создающая изгибающий момент. В результате, верхняя часть мачты отклоняется назад на расстояние, определяющееся величиной приложенных сил и свойствами материала мачты.

    Этот изгиб распределяется по всей свободной длине мачты, то есть, не только верхняя часть отклоняется назад, но и большая, нижняя часть в зависимости от положения точки крепления стакселя к мачте, в той или иной степени отклоняется вперед. Такой тип вооружения позволяет в широких пределах влиять на профиль грота. В то же время, к этому изгибу должен быть приспособлен и грот, то есть его передняя шкаторина должна быть не прямой, а выполненной с некоторой кривизной. В противном случае ничего хорошего не получится!

    Разумеется, изгиб будет зависеть и собственно от применяемой мачты. Например, SAPHIR имеет несколько избыточно жесткую для своих размеров мачту, что, в сочетании с повышенной растяжимостью материала вант и штагов, приводит к почти полному отсутствию возможности влиять на ее изгиб. В этом случае, необходимое натяжение стакселя можно создать исключительно за счет натяжения ахтерштага.

    Небольшое замечание для применяющих мачту из алюминиевой трубки: за счет целенаправленного предварительного изгиба трубки можно существенно повысить жесткость вооружения.

    Для этого мачта осторожно(!) изгибается руками, таким образом, что в ненагруженном состоянии она больше не является прямой, а имеет постоянный легкий изгиб выпуклостью в сторону грота. Теперь, для получения ранее описанного изгиба, направленного выпуклостью в сторону носа яхты, необходимого для обеспечения профиля грота, потребуется, разумеется, заметно большее натяжение ахтерштага и стаксель-штага. При известных обстоятельствах, натяжение штагов может оказаться даже выше, чем при применении углеволоконной трубки.

    Этот, кажущийся несколько брутальным, метод применим, например, для высокого вооружения «А» яхт IOM, чтобы сделать это вооружение в принципе применимым при очень тонких алюминиевых мачтах. Хотя это и противоречит идее простой в постройке и обращении яхты, но во всеобъемлющих требованиях классов, к сожалению, попадаются такие лазейки…

    Стаксель-штаг ММ, в отличие от ахтерштага, не является открытым для глаз, а проходит в кармане передней шкаторины стакселя. Очень важно, чтобы натягивался только этот штаг, а не передняя шкаторина и, тем более, не парус в целом. Парус не рассчитан на такие нагрузки и окажется безнадежно и, зачастую, навсегда растянутым. Передняя шкаторина стакселя должна быть натянута совсем немного, лишь настолько, чтобы парус не имел в передней части складок.

    При наличии на модели отдельного, дополнительного переднего штага, им выполняются исключительно страховочные функции. Его не следует сильно натягивать, поскольку это приведет к сокращению необходимого натяжения стаксель-штага.

    Топовое вооружение

    Разумеется, в случае классического топового вооружения (например SAMRAGD) нагрузки, приложенные к мачте, выглядят иначе: стаксель доходит до топа мачты и, поэтому, натяжение ахтерштага воспринимается непосредственно стаксель-штагом. Мачта под действием нагрузки со стороны штагов и вант работает при этом главным образом на сжатие и отсутствует возможность при помощи штагов влиять на ее изгиб. Она почти всегда остается прямой, если исключить нагрузки, создаваемые в ее нижней части грота-гиком.

    На первый взгляд это выглядит преимуществом, поскольку кажется более простым, однако, в полноразмерном парусном спорте утвердилось «дробное» вооружение, как обеспечивающее более широкие возможности настройки мачты и, соответственно, грота. Стаксель, по сравнению с гротом, настраивается и управляется сложнее. К тому же, в случае топового вооружения стаксель имеет большие размеры и оказывает большее влияние на КПД конструкции в целом. Однако, не следует механически переносить этот взгляд на модели яхт, даже при том, что большая их часть (яхты классов M и IOM уже в силу правил) несет именно «дробное» вооружение! В случае обычной модели яхты топовое вооружение, вообще говоря, может быть смело рекомендовано, поскольку оно заметно проще в настройке, особенно для не-спортсменов. Топовое вооружение также стоит на первом месте среди полноразмерных прогулочных яхт, простых в настройке и управлении.

    Ванты

    Ванты, зачастую, служат не просто для поддержания мачты, но могут в большей или меньшей степени задействоваться для настройки мачты и стакселя. Чаще всего вооружение включает в себя по паре верхних и нижних вант и краспицу.

    Особенно нижние ванты могут, в принципе, заметно влиять на изгиб мачты, поскольку они обычно крепятся к середине мачты, что, в сочетании со смещением их точек крепления на палубе к корме таким образом, что ванты оказываются не в одной плоскости с мачтой, и обеспечивает эту возможность. Также и верхние ванты могут воспринимать часть нагрузки, создаваемой натяжением стакселя, если они крепятся к палубе за мачтой. Во многих схемах вооружения присутствует также краспица – поперечная распорка, через концы которой проходят верхние ванты. При верхних вантах, уходящих назад, краспица, разумеется, также имеет изгиб концами к корме. При этом следует следить, чтобы в результате очень большого натяжения верхних вант изгиб мачты не увеличивался сверх необходимого. В случае схемы вооружения без ахтерштага это может быть желательным, однако это не наш случай!

    Существуют конструкции, обходящиеся без помощи ахтерштага для натяжения стаксель-штага и стакселя. Натяжение достигается исключительно при помощи верхних вант, которые крепятся к мачте там же, где закреплен стаксель-штаг. Это решение используется, например, в случае поворотных мачт большинства яхт класса М, где ахтерштаг ни в коем случае не должен натягиваться, поскольку это приведет к изгибу мачты и утрате возможности ее беспрепятственного вращения. (Ахтерштаг служит при этом исключительно для страховки и для поддержания мачты на курсе фордевинд.)

    Разумеется, в таких конструкциях ванты из-за малого плеча, на котором приложено их усилие, оказываются очень сильно натянуты и сила их натяжения должна как-то восприниматься корпусом яхты. Иначе система окажется избыточно гибкой и вооружение будет жить своей, зависящей от ветра, жизнью, не отвечающей требованиям эффективности и сводящей на нет все потенциальные преимущества поворотной профилированной мачты.

    К сожалению, уходящие назад ванты препятствуют грота-гику и гроту поворачиваться на 90 градусов относительно ДП, поскольку до достижения этого положения гик ложится на ванту. Также и грот, соприкасаясь с вантами, теряет свой профиль.

    Для ММ настройка вант относительно несущественна, поскольку пределы регулирования стаксель-штага, ахтерштага и положения шпора мачты в корпусе вполне достаточны. В случае применения шестимиллиметровой угольной трубки в качестве мачты, от вант можно полностью отказаться. В результате получается так называемое безвантовое (англ. Shroudless) вооружение, позволяющее без помех ставить грот в любое желаемое положение. К тому же, это очень удобно при транспортировке.

    Грота-гик

    Грота-гик с оттяжкой создают дополнительный изгибающий момент в нижней части мачты, как было сказано ранее. В случае ММ мачта имеет в этом месте хорошую жесткость за счет своего расположения в колодце в корпусе и крепления в пяртнерсе на уровне палубы. В результате небольшого плеча приложения возникающих сил они воспринимаются мачтой при любом положении гика (также и когда он создает боковое усилие), не вызывая сколько-нибудь заметного изгиба мачты.

    Наряду с действующими со стороны гика на вооружение силами, заслуживает рассмотрения следующий аспект: общая ось вращения узла, состоящего из гика и его оттяжки, определяет поведение гика при вытравливании/выбирании грота-шкота и при перекладывании гика с борта на борт. При неверном положении этой оси гик в ходе вытравливания шкота может отклоняться вверх или вниз, либо вести себя по-разному при отклонении в разные стороны. При этом, разумеется, будет изменяться натяжение задней шкаторины грота. Поэтому при монтаже шарнира грота-гика и его оттяжки должна быть обеспечена согласованность их оси вращения с осью мачты. В первом приближении можно считать, что воображаемое продолжение оси вращения должно пересечь задний край мачты у ее топа. Как правило, неплохо, если при вытравливании шкота задняя шкаторина грота немного - совсем немного – теряет натяжение, а нок гика чуть-чуть приподнимается. Это позволяет при слабом ветре легче «отдавать» парус.

    Ось грота-гика, вид сбоку

    Задняя шкаторина грота при отдаче шкота натягивается сильнее, нок гика опускается.

     

    Задняя шкаторина грота при отдаче шкота теряет натяжение, нок гика поднимается.

    Задняя шкаторина грота при отдаче шкота натягивается сильнее, нок гика опускается   Задняя шкаторина грота при отдаче шкота теряет натяжение, нок гика поднимается


    Ось грота-гика, вид сзади

    Натяжение задней шкаторины грота изменяется неодинаково на правых и левых галсах, если ось грота-гика не лежит в той же плоскости, что и ось мачты

    Натяжение задней шкаторины грота изменяется неодинаково на правых и левых галсах, если ось грота-гика не лежит в той же плоскости, что и ось мачты.

    Стаксель-гик и дирик-фал.

    В противоположность яхтам с экипажем, большая часть моделей имеют стаксель-гик и, соответственно, так называемый «рейковый» стаксель. Это делает стаксель «самоперекладывающимся», т.е. отпадает необходимость в применении двух шкотов, как на больших яхтах, где при смене галса стаксель вручную перетягивается на другой борт. В нашем случае это происходит за счет силы ветра автоматически и стаксель может управляться также, как грот. Из-за этого невозможно в качестве переднего паруса применять генуэзский стаксель, проекция которого в ДП перекрывает мачту на виде сбоку. Рейковый стаксель, однако, имеет то большое преимущество, что может эффективно работать, занимая верное положение на курсе фордевинд.

    На большей части моделей рейковый стаксель является т.н. «маятниковым». «Маятниковый» стаксель очень прост конструктивно, являясь, в то же время, хорошо настраиваемым. Здесь силы от стаксель-штага, передней и задней шкаторин стакселя прикладываются к стаксель-гику, закрепленному на палубе на манер коромысла, не за передний конец, а за точку в районе 1/5 своей длины.

    Благодаря этому возникает рычаг, передающий часть натяжения стаксель-штага задней шкаторине стакселя. Таким образом удается предотвратить свободное искажение формы задней шкаторины стакселя под действием ветра, ведущее к потере тяги.

    Когда ветер наполняет парус, задняя шкаторина пытается приобрести изгиб. При этом, нок стаксель-гика оттягивается вверх, что вызывает увеличение натяжения стаксель-штага, которому тот, в большей или меньшей степени, противодействует, в результате стаксель не приобретает изменений полноты и тяга не теряется. Однако, если стаксель-штаг не натянут, стаксель будет терять форму.

    В случае «маятникового» стакселя основное правило: стаксель-штаг следует натягивать так сильно, как только возможно, чтобы стаксель держал заданную форму. Одновременно это обеспечит отсутствие вредного провисания передней шкаторины стакселя.

    Однако, при этом стаксель окажется настолько перетянут в районе задней шкаторины, что вместо профиля, подобного профилю грота, он будет представлять собой практически плоскость. Поэтому требуется дополнительная снасть – дирик-фал – разгружающая его. При помощи дирик-фала, также как и при помощи оттяжки грота-гика применительно к гроту, можно регулировать натяжение задней шкаторины стакселя. При этом, слегка приподнимается нок стаксель-гика, что делает заднюю шкаторину стакселя несколько свободнее. Достигаемые при этом силы уже настолько велики, что настройки стакселя сохраняются неизменными в широком диапазоне скоростей ветра. Это позволяет управлять стакселем, несмотря на ограничения, накладываемые нежестким вооружением.


    С дирик-фалом - задняя шкаторина стакселя натянута верно   Без – задняя шкаторина перетянута
    С дирик-фалом - задняя шкаторина стакселя натянута верно.    Без – задняя шкаторина перетянута.

    Точка крепления узла подвески стаксель-гика к палубе не должна, однако, быть чрезмерно смещена назад, к ноку стаксель-гика, даже если при ее размещении на половине длины последнего теоретически может быть достигнуто очень выигрышное распределение сил натяжения между стаксель-штагом и задней шкаториной паруса.

    При этом, с одной стороны, часть стакселя, расположенная перед осью вращения, на курсе фордевинд затеняется гротом, а с другой стороны - нет возможности обеспечить оптимальное взаимное расположение грота и стакселя на острых курсах.

    Идеальным является расположение оси вращения, при которой она совпадает с передней шкаториной паруса. Поэтому некоторые яхты класса М имеют – и, зачастую, весьма «навороченный» - жесткий шарнир крепления стаксель-гика к палубе.

    В случае с «маятниковым» креплением стакселя этот вариант не годится и приходится идти на компромисс. Следует стараться сместить точку подвеса как можно дальше вперед (на 1/5 – 1/7 общей длины гика). Для обеспечения должного натяжения задней шкаторины необходимо сильно натягивать стаксель-штаг. А возможности для этого зависят от мачты и ахтерштага.

    Однако, злоупотреблять натяжением также не следует, поскольку при определенных условиях это может создать нагрузку на шарниры подвески парусов (к палубе и/или мачте), которая при слабом ветре будет препятствовать свободному повороту парусов.

    При этом, например, стаксель лишается легкости хода или, даже, поворачивается самопроизвольно к борту. Это может определяться скручиванием узлов подвески, выполненных из шнура, которое начинает сказываться только при сильном натяжении. Так что, здесь требуется также чувство меры и аккуратность в работе.


    Томас Дрейер (Thomas Dreyer), GER 15
    в переводе Владимира Федосова.

    Часть 1   Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5 

    Вернуться к началу.
    На главную



        Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Отдых на Чёрном море для ухтинцев